Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Category:

МАКС ТАВРИЧЕСКИЙ: МАГИЯ МУЗЫКИ АКУСТИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА

(беседа с Ильей Верховским, август 2018 г.)

О КОРНЯХ И ОЛД-ТАЙМ-МУЗЫКЕ

ИВ:-Ты – блюзовый музыкант. Акустический человек-оркестр, one man band – гитара, слайд, гармоника, казу, тамбурин. У твоей музыки очень мощная энергетика. В связи с этим – вопрос. Спиричуэлсы - почему они близки тебе? Какие ещё, кроме «Down by the riverside» в активном репертуаре?

МТ:-Хочется хоть какого-то подобия духовности, пусть по жизни и не получается. Все время мечешься между реальными эмоциями и их правильностью по отношению к окружающим. И понимаешь, что это замкнутый круг: именно окружающие вызывают тебя на эмоции, а потом говорят: «Ну, ты чё, попустись»... А поешь духовную музыку и попускает как-то.
Ещё из спиричуэлз в постоянном репертуаре «Glory Glory Halelujah», «Satan, your kingdom must come down», «Swing low sweet chariot», «I shall not be moved».

-Поёшь ли ты Армстронга?

-Армстронг (Louis Armstrong) повлиял теплом исполнения и открыл для меня спиричуэлз своим альбомом «Louis And The Good Book». Иван (Иван «Блюз» Денисенко), кстати, тоже был под впечатлением, собирался этот альбом копать. Из репертура Армстронга «That’s a wonderful world», больше ничего вроде не пою.

-Мелодика или ритмика – что первичнее для тебя?

-Про первичность мелодики или ритмики не задумывался никогда. Знаю, что одного без другого не бывает.

-Старый фолк. Ты вот поёшь и играешь "Freight train" Элизабет Коттон. Есть ли интерес, скажем, к Вуди Гатри (Woody Guthrie), йодлям и песням белого исполнителя кантри Джими Роджерса (Jimmy Rogers)? Что из белого кантри ты поёшь, кроме «Man of the constant sorrow»?

-«Man of the constant sorrow» - это все же фолк, не кантри.
Фольклористы типа Гатри, Роджерса не греют вообще.
Из белого кантри? Дилана (Bob Dylan), да и Вилли Нельсона (Willie Nelson) дорожную – «On the road again». Однако саму кантри-ритмику использую часто при аранжировках других песен, U2 «One», например.

-Согласен. Странно, но так. Гатри долго слушать сложно. У него другой посыл и энергетика.

-Политическая и коммерческая составляющая. Еще в музыке мне этого не хватало.

-Рэгтайм, гитарные рэги и пьедмонтский блюз вообще – Блайд Блэйк (Blind Blake), Блайнд Бой Фуллер (Blind Boy Fuller), Гэри Дэвис (Reverend Gary Davis) – повлияли на тебя? Ты что-то заимствовал для себя из этой техники игры?

Из переечисленных – вообще не повлиял Блайнд Блейк, я не гитарист, поэтому не догоняю его работы. К списку повлиявших, кроме Фуллера и Дэвиса добавлю Миссиссипи Джона Хёрта (Mississippi John Hurt) (на первом месте, кстати), Джона Джексона (John Jackson), Лэрри Джонсона (Larry Johnson) и Джона Сифаса (John Cephas).

-Ранний джаз и свинг, джипси-свинг – вдохновляют ли? Мариано Массоло как харпер произвёл ли на тебя впечатление? (Мне его Костя Колесниченко посоветовал, когда я ему сказал, что соул не люблю, а спиричуэлс и свинг - наоборот. Джо Филиско и Массоло очень понравились).

-Ранний джаз очень греет, диксилендовые оркестры 20-х годов очень люблю, но только пока в дело не включаются кабареобразные вокалисты. Из-за этого и свинговые оркестры на дух не перевариваю, амброзии там всякие, Бинг Кросби (Bing Crosby). Дюк Эллингтон (Duke Ellington) - мимо, Каунт Бейси (Count Basey) - местами. Джипси-свинг - с женщиной под вино, но очень уж приторная тема даже для этого.
Мариано Массоло не слышал.

-Бесси Смит (Bessie Smith), Мемфис Минни (Memphis Minnie), Дженис Джоплин (Janis Joplin). Вообще отношение к женскому вокалу в блюзе?

-Отношение к женскому вокалу отличное, нравится. Только Джоплин это не блюз всё же, классический рок.

-Да. Но для меня каноничен её юный альбом с Йормой Кауконеном (Jorma Kaukonen) на гитаре "под пишущую машинку", где она блюзы Бесси Смит поёт, Trouble in mind, Frisco bay. (“Typewriter Tape”, альбом 1964-го года).

-Хороший альбом, но он фолковый по мне. Не блюзовый.

О СОУЛ, БИ-БОПЕ И ГРУВОВОМ БЕШЕНСТВЕ

-Близок ли тебе соул? Арета Фрэнклин (Aretha Franklin), Уилсон Пиккет (Wilson Pickett)?

Соул люблю. Но не старый, классический, хотя и за редкими исключениями, типа Реддинга (Otis Redding), Кука (Sam Cooke). Арету не понимаю, хотя и испытал влияние ее таланта. Альбомами не слушаю, но живьем она была вроде ничего. Пиккет как-то мимо прошел. Больше нравится уже фанкомотауновский период, Мэйфилд (Curtis Mayfield), Гэй (Marvin Gaye).

-Вот у меня, увы, беда с чистым соулом. Я не совсем понимаю, почему Рэя Чарльза (Ray Charles) королём соула называют. Потому что он - очень в кайф, а Пиккет мне лично - никак вообще.

-В оригинале соул - это церковные гармонии и грув плюс бытовые тексты. Поэтому логично про Рэя, что он и соул, и король соула.

-А вот соул-джаз как раз наоборот, очень мне оказался близок. Он очень блюзоориентирован. Я сначала про него случайно прочитал. Потом специально искал: http://www.jazzmap.ru/genre/soul-djaz.php
И оттуда вышел на саксофониста Хэнка Кроуфорда. Он был для меня, блюзового пуриста:) - очень хорош. А потом стал искать про него информацию. Оказывается, был музыкальным директором у Рэя Чарльза. Круг замкнулся:)

-Соул-джаз для меня это новое что-то, покопаю, спасибо.

-Би-боп и формат человека-оркестра – совместимо? Колтрэйн (John Coltrane) и Сонни Роллинз (Sonny Rollins) – для тебя только вдохновители или влияют на звук и манеру звучания?

- И Сонни Ститт (Sonny Stitt), и Монк (Thelonius Monk), и Диззи (Dizzy Dillespie)! Но от самого би-бопа в человеке-оркестре осталось только грувовое бешенство, не скорость (кажется тебе, допустим, сейчас сдохнешь, если пот не вытрешь или не чихнешь во время соло, или комара не сгонишь… Вспомни про би-боп!!!)))) Ну, стараться максимально воспринять фразировку, да. Но копировать у меня все равно не получается.
Короче, би-боп для меня больше нечто мистическое, астральное, чем музыкальное.

Об (ЭЛЕКТРО) ГИТАРНЫХ ГЕРОЯХ

-Отношение к (электро)гитарным героям? Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughan), Хендрикса (Jimi Hendrix) и Клэптона (Eric Clapton) ты пел и играл, что нетипично для акустика формата one man band. Джимми Пэйдж (Jimmy Page)? Питер Грин (Peter Green)?

-Гитарными героями переболел уже, использую только их песни, но не наработки по инструменту - еще раз отмечу, что я не гитарист по стандартам гитарной фабрики. Зато благодаря этому приобрёл стойкий иммунитет к Бонамассе, Джеку Уайту, Гэри Кларку и прочим Кенни Уэйнам Шеппердам.

-Возвращаясь к теме разных гитарных героев. Твоё персональное восприятие Питера Грина и Эрика Клэптона как музыкантов?

-Клэптон и Грин? Первого в сборниках слушаю, второго нравятся альбомы периода 1977-82. В блюзе оба, по мне, имеют свой почерк.

О МАНЕРЕ ИГРЫ И ДЖАЗ-РЕПЕРТУАРЕ

-Когда ты играешь медленные блюзы – почти не бэндишь струны. Раньше ты играл слайдом. Теперь – реже или совсем нет? Почему?

-По гитаре - и бэнды есть, и слайдом играю. Ты судишь по записям или по ютьюбу, там этого мало.

-Гармошка – однозначно солирует, гитара – только ритм-подкладка?
Смена квадратов гитары и гармошки невозможна, не нужна?

-Гитарному соло вторит гармошка - это мой обычный приём.

-Стоя или сидя играть и петь легче?

-Если с группой, конечно, стоя. Сидя играю из-за футстомпа, стоя отстукивать ритм ногой нереально.

-Раньше ты просто отбивал ритм ногой, теперь – крепишь к ноге тамбурин? Чем?

-Липучка такая длинная, крепится на бубен, подкладываю на губку для ванн, чтоб не сбивало ногу.

-Кроме тамбурина какие-то ещё эксперименты по подчеркиванию ритма ноги у тебя были? (Джон Ли Хукер (John Lee Hooker) и Рэй Чарльз себе заказывали металлические пластины на подошвы ботинок, Скип Джеймс (Skip James) подкладывал под фортепиано деревянные доски, чтобы топать по ним, я обнаружил, что если стучать ногой по целлофановому пакету, получается очень ценимый мной звук барабанных щёточек – воздушный и объёмный).

-Кулёк? Попробую сегодня. Интересно, спасибо:)

-Поёшь ли ты над других языках, кроме английского - джазмены (боссановщики, например), ведь поют на португальском, испанском?

-На других языках не пою. Разве что Братьев Гадюкиных - когда достанут просьбами: "Слышишь, брателла, на нашем спой".

- Ты упоминал, что некогда при некоторых обстоятельствах играл «Harlem nocturne» и «Round midnight». Они в активном репертуаре?

- «Harlem nocturne» и «Round midnight» - это особое состояние, просто нравится звук мелодии, попытки отобразить её на харпе. В репертуаре их нет, но на джазовых джемах «Round midnight» играю.

-Любимые джазовые пьесы, которые ты играешь?

-Джазовые стандарты в репертуаре? «Moanin», «Autumn leaves», «Сome rain or come shine». Но в грубой сонгстерской обработке, без джазовых прогрессий и изысков. Я вообще не гитарист в этом понимании.

О ГАРМОНИКАХ И ТОНАЛЬНОСТЯХ

-Какие гармошки ты используешь? Кастомизируешь ли их сам?

- Hohner. Special 20, Marine Band в основном. Настраиваю и чищу сам.

-Низкие, средние или высокие октавы на диатониках – тебе самому более родные? Игра в какой позиции наиболее твоя?

-Тональности при работе все равно, но увлекаюсь звуком низко настроенных гармошек.
Наиболее моя - это вторая позиция. Но третью люблю, да и первая радует. В других пока не работаю. А, есть ещё одна, та, которая ми на гармонике G. Четвёртая.

-Какая тональность на гитаре предпочтительна тебе для комфортного диапазона голоса?

-По голосу нет тональности. Я пою песню так, как мне удобно, оригинальным тональностям не следую.

-Почему ты используешь холдер с широкой «пастью» для гармоники?

-Широкий холдер - чтоб не крутился вокруг шеи. Упор шире.

-Ты используешь на гармонике передувания?
-Передувами не пользуюсь, хочу хоть чем-то отличаться от остальных харперов:)

-Ты имел опыт игры на хроматической гармонике? Если да, играешь ли сейчас хотя бы иногда?

-На хроматике я начинал. Потом играл довольно-таки много вещей и в разных тональностях - соль, ми, ре, до, ля, ля бемоль. «Кумпарситу» даже валил, было дело:)
Сейчас лежит хроматика «Super 64» без дела, с залипшими клапанами. Играю, когда накатит: блюз в третьей позиции в ре миноре, или Yesterdays по Массельвайту (Charlie Musselwhite) (кстати, одна из первых песен на гармонике , которые я выучил. Сейчас играю её в третьей позиции на диатонике, и - о, боже, весь хроматический ряд).
Но то дома все, не на концертах.

ВПЕРЁД В ДЕЛЬТУ. ДНЕПРА.

-Жил и играл ли ты за границей?

-Жил в Турции пять лет и один раз был в Польше на фестивале, один тур по югу Франции вместе с Дэниелом Жанрено. Пока все:).
Основной опыт блюзового общения – от тех музыкантов, которым я делал концерты в Украине - Кейт Данн (Keith Dunn), Боб Марголин (Bob Margolin), Гай Дэвис (Guy Davis), Джон Немэт (John Nemeth), Роберт Лайтхаус (Robert Lighthouse), Дэниел Жанрено (Daniel Jeanrenaud).

-Был ли в Америке - в местах, где родился блюз? Это важно лично для тебя – побывать там?

-Поехать в дельту? Да, важно, конечно же.
Мне вообще в дельту важно. В дельту Днепра, например:).

-Все. Спасибо. Удачи!

-Удача нам не помешает, спасибо!

Август 2018 г.

JAZZMAP.RU
Соул-джаз родом из 50-х годов XX века. Его главным инструментом был орган, а основу составлял госпел и блюз. Для стиля характерна особая эмоциональность, страсть, басо....
Tags: блюз
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments