Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Category:
  • Music:

ХАНИБОЙ ЭДВАРДС: БЛЮЗОВЫЙ СТАРИК С ГЛАЗАМИ МАЛЬЧИШКИ

Умер Ханибой Эдвардс - последний из легендарных блюзменов дельты Миссисипи. Умер в возрасте 96-ти лет, прожив долгую, как бесконечный, гипнотический медленный блюз.
Его памяти – это эссе, которое я написал несколько лет назад. За эти несколько лет все блюзовые старики, перечисленные мною в первом абзаце – тоже умерли.
Музыка – осталась.



Этот удивительный старик в блюзе уже без малого 100 лет. Сейчас, после смерти Джона Ли Хукера, тех старых, изначальных по духу и биографии блюзменов осталось немного - Роберт Локвуд, Пайнтоп Перкинс и собственно, наш герой. Грустно, но никуда не денешься - те, кто стоял у истоков блюза, уже давно сами стали историей, и теперь не без любопытства глядят по сторонам, искренне удивляясь до чего довели мировую музыкальную традицию их нехитрые (с точки зрения нынешних навороченных блюз-рокеров) дельтовские стандарты, игравшиеся на улицах, рабочих лагерях, а порою и в тюрьмах.
Ханибой Эдвардс - хрестоматийный миссиссипский музыкант. Когда он был ещё мальчишкой, ему уже посчастливилось играть не с кем-нибудь, а с легендарным Робертом Джонсоном. И это была хорошая школа. Причём с именем Джонсона будет связана вся его жизнь - ведь именно Ханибой был с Джонсоном в Гринвуде, Миссисипи, в тот уикенд, когда человека-легенду настигли, наконец, собаки преисподней, и он был отравлен ревнивым мужем одной из героинь его блюзов. Из-за этого обстоятельства, начиная с 60-х годов, к Ханибою стали стекаться люди, интересующиеся историей блюза, и все задавали ему один и тот же вопрос - о последних часах Роберта Джонсона.
У Эдвардса - очень смешной акцент и типично негритянская «козлиная» бородка. Однако выглядит он для своих лет весьма молодо. И поёт, и разговаривает весьма охотно - и у кого же поднимется язык обозвать его стариком? В блюзе - он вечно молод. Ханибой не без удовольствия вспоминает юность - ему есть что рассказать. Как они с Робертом Джонсоном и Джонни Шайнзом играли на разных сторонах улицы: это назвалось «отрезанием голов» - кто к себе публику перетянет, тот всем головы и «отрезал» (надо ли говорить, что главным «головорезом» был Роберт:). Как он вёл жизнь странствующего блюзмена в 30-х - с Сонни Боем Уилльямсоном, Робертом Локвудом, блюзовым полуиндейцем Биг Джо Уильямсом. Как в 40-е  записывался знаменитым блюзоискателем Аланом Ломаксом для библиотеки Конгресса США. Как позже блюзовал с самим Литтл Уолтэром в Сент-Луисе, и в Чикаго, на легендарной Максвелл- стрит. И ещё о тысяче разных историй. Из своей жизни и из жизни миссиссипского блюза.
В 60-х Эдвардс подвизался на Чесс. Сольных пластинок у него не выходило, а вот как аккомпаниатор - он играл со многими. Даже «Флитвуд Мэк», приехавшие на Чесс в разгар британского блюзового безумия, - джемовали с составом, где помимо Вилли Диксона, Бадди Гая и Шейки Хортона играл и Ханибой Эдвардс.
И в последний блюзовый бум спутник Роберта Джонсона не прозябал в забвении. Поучаствовал в концептуальном завершении «Книги Песен Роберта Джонсона» Питером Грином и Найджелом Уотсоном, названном по-худуистски зловеще Hot Foot Powder. Записался в трибьюте Роберту «Hellhound on my trail», выпущенном фирмой «Теларк» уже в 2001-м.
И ныне поёт себе спокойно свои древние песни и песни своих товарищей, уже свершивших своё путешествиё на самом главном миссиссипском поезде.
Туда, откуда возвращаются только строчками из блюзов.
Tags: блюз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments