Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Categories:
  • Music:

Когда святые маршируют ?!...

Автор: Эмиль Пик

http://parafraz.net/kogda-svyatye-marshiruyut.html

В 50-е годы у нас отплясывали рок-н-ролл под афро-американский духовный гимн- спиричуэл «When the Saints Go Marchin’ In» («Когда святые маршируют»). Муслим Магомаев в 1973 году записал на пластинку «Святых» под рубрикой негритянская народная песня, на англ. (33ГД003853). В 1990 году на Ленфильме хорошим режиссёром Владимиром Воробьевым сделан неплохой ностальгический фильм о «советском» джазе под названием «Когда святые маршируют» с хорошим составом артистов. В тяжёлые и смутные те времена фильм этот остался незамеченным. А жаль….

Ангелы протрубят о конце света, а музыковеды все будут спорить, кто изобрел джаз. Нам, «любителям» всё и так ясно - его создал город Новый Орлеан. Именно тут, в многонациональном котле «Парижа-на-Миссисипи», сварилась, поднялась ввысь вместе с испарениями луизианских болот и растеклась по стране, а потом и дальше ритмичная, сплетенная не из звуков – из радостей и горестей людских - музыка, которую зовут джазом.

Каких таких «святых» имеют в виду в обнадеживающем припеве "Я хочу быть в их числе, когда святые маршируют в рай?"

В византийском месяцеслове существует такое значительное количество категорий святых, титулов их святости и способов литургического почитания, что, вероятно, потребуется калькулятор, чтобы подсчитать, какое точное "число" святых марширует в небесные обители. Следует отметить, что в византийском обряде слово "святой" чаще всего используется в качестве прилагательного, скорее, чем в качестве существительного, обозначающего титул святости.

У нью-орлеанских афро-американцев была традиция похорон: на кладбище идут, провожая покойников, ОДНОЙ музыкой, а с кладбища возвращаются, напевая и играя ДРУГУЮ музыку. Такая традиционная музыка называется «похоронный джаз», причем песнопения по покойнику до похорон резко отличаются по стилю от послепогребального пения – диксиленда. После 20-х годов прошлого столетия два эти стиля часто смешивались и стали почти неразличимыми.

Марш «Святые маршируют» - типичный представитель музыки для панихиды, которой тело покойного сопровождалось для погребения. Мелодия эта так часто была слышна в Нью Орлеане, что стала самой популярной и «народной» (авторов музыки и слов, действительно, найти не удалось). Песня стала как бы визитной карточкой Нового Орлеана, а футбольную команду (американский футбол) там назвали «Святые» в честь негритянского похоронного марша.

Так и нам не «зазорно» веселиться и плясать… уж много различных инструментальных и вокальных вариантов песни придумали. Первым «отметился» новоорлеанец Луи Армстронг – он исполнил песню так, что весь мир её полюбил. Как хороший баптист он не прислушался к голосу своей родной сестры, которая считала неприемлемым и антирелигиозным распространять широко за пределы церкви духовные песнопения.

В 50-е годы Фэтс (Толстяк) Домино сделал из «Святых» рок-н-ролл, а потом… пошло и поехало: Билл Хэйли – «Рок-н-ролл со святыми», Джерри Ли Льюис, Бо Дидли, Элвис Пресли и Битлы…. В кино и в спектаклях, в телешоу и джэм-сэшн «святые»… маршируют и маршируют из одного поколения в другое.

Профессиональные джазовые музыканты, особенно из оркестров стиля диксиленд, называют эту мелодию «Монстр», потому что нет никакой другой мелодии, которую бы так часто не заказывали посетители ресторанов и прочих заведений. В одном из ресторанов Нью Орлеана можно проследить за девальвацией доллара по стоимости заказа «Святых» - в 60-х годах было 5 долл., а в 2000-ных – 100 и более.

Новый Орлеан был почти полностью уничтожен ураганом Катрина. Самый неамериканский из американских городов смотрелся жалким архипелагом крыш.

В городе этом ходил трамвай «Специальный. Номер 221. Желание». «Желанием» окрестили в старину нищую негритянскую слободу Нового Орлеана – будто в насмешку. Трамвайный маршрут 221, которым можно было туда добраться, упразднили еще в 1948, через год после премьеры пьесы Теннеси Уильямса.

Еще труднее представить залитым под самые закопченные балки потолка тесный амбар на Сент-Питер-стрит, 726. Он известен всему Новому Орлеану, да и всей джазовой Америке как «Презервейшн холл», зал памяти. Памяти традиционного джаза, конечно.

Город уже полностью восстановлен, и трамвай уже ходит и будет всё хорошо в городе «всех святых», а каких святых и сколько святых… не надо уточнять. На всех хватит!
Tags: блюз
Subscribe

  • ПРЕДВЕСТИЕ ЛИСТОПАДА

    Скоро, уже очень скоро Жёлтым станет весь город, И ветерки уже рады Предвестию листопада...

  • ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО. ПЕСНЯ ИЗ ПРОШЛОГО ВЕКА

    Архивная песня. Из 1999-го года. Песенно-поэтический проект "КОГДА Я СНОВА СТАНУ ОБЛАКОМ". Домашняя запись на двухкассетный магнитофон.…

  • МИР-МУХОМОР

    Закатное небо – Багрово-шерстяная Цыганская шаль, Накинутая На плечи горизонта. На ней – Белые Мохнатые Разлапистые крапины Ранних звёзд. Мир –…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments