http://parafraz.net/kogda-svyatye-marshiruyut.html
В 50-е годы у нас отплясывали рок-н-ролл под афро-американский духовный гимн- спиричуэл «When the Saints Go Marchin’ In» («Когда святые маршируют»). Муслим Магомаев в 1973 году записал на пластинку «Святых» под рубрикой негритянская народная песня, на англ. (33ГД003853). В 1990 году на Ленфильме хорошим режиссёром Владимиром Воробьевым сделан неплохой ностальгический фильм о «советском» джазе под названием «Когда святые маршируют» с хорошим составом артистов. В тяжёлые и смутные те времена фильм этот остался незамеченным. А жаль….
Ангелы протрубят о конце света, а музыковеды все будут спорить, кто изобрел джаз. Нам, «любителям» всё и так ясно - его создал город Новый Орлеан. Именно тут, в многонациональном котле «Парижа-на-Миссисипи», сварилась, поднялась ввысь вместе с испарениями луизианских болот и растеклась по стране, а потом и дальше ритмичная, сплетенная не из звуков – из радостей и горестей людских - музыка, которую зовут джазом.
Каких таких «святых» имеют в виду в обнадеживающем припеве "Я хочу быть в их числе, когда святые маршируют в рай?" …
В византийском месяцеслове существует такое значительное количество категорий святых, титулов их святости и способов литургического почитания, что, вероятно, потребуется калькулятор, чтобы подсчитать, какое точное "число" святых марширует в небесные обители. Следует отметить, что в византийском обряде слово "святой" чаще всего используется в качестве прилагательного, скорее, чем в качестве существительного, обозначающего титул святости.
У нью-орлеанских афро-американцев была традиция похорон: на кладбище идут, провожая покойников, ОДНОЙ музыкой, а с кладбища возвращаются, напевая и играя ДРУГУЮ музыку. Такая традиционная музыка называется «похоронный джаз», причем песнопения по покойнику до похорон резко отличаются по стилю от послепогребального пения – диксиленда. После 20-х годов прошлого столетия два эти стиля часто смешивались и стали почти неразличимыми.
Марш «Святые маршируют» - типичный представитель музыки для панихиды, которой тело покойного сопровождалось для погребения. Мелодия эта так часто была слышна в Нью Орлеане, что стала самой популярной и «народной» (авторов музыки и слов, действительно, найти не удалось). Песня стала как бы визитной карточкой Нового Орлеана, а футбольную команду (американский футбол) там назвали «Святые» в честь негритянского похоронного марша.
Так и нам не «зазорно» веселиться и плясать… уж много различных инструментальных и вокальных вариантов песни придумали. Первым «отметился» новоорлеанец Луи Армстронг – он исполнил песню так, что весь мир её полюбил. Как хороший баптист он не прислушался к голосу своей родной сестры, которая считала неприемлемым и антирелигиозным распространять широко за пределы церкви духовные песнопения.
В 50-е годы Фэтс (Толстяк) Домино сделал из «Святых» рок-н-ролл, а потом… пошло и поехало: Билл Хэйли – «Рок-н-ролл со святыми», Джерри Ли Льюис, Бо Дидли, Элвис Пресли и Битлы…. В кино и в спектаклях, в телешоу и джэм-сэшн «святые»… маршируют и маршируют из одного поколения в другое.
Профессиональные джазовые музыканты, особенно из оркестров стиля диксиленд, называют эту мелодию «Монстр», потому что нет никакой другой мелодии, которую бы так часто не заказывали посетители ресторанов и прочих заведений. В одном из ресторанов Нью Орлеана можно проследить за девальвацией доллара по стоимости заказа «Святых» - в 60-х годах было 5 долл., а в 2000-ных – 100 и более.
Новый Орлеан был почти полностью уничтожен ураганом Катрина. Самый неамериканский из американских городов смотрелся жалким архипелагом крыш.
В городе этом ходил трамвай «Специальный. Номер 221. Желание». «Желанием» окрестили в старину нищую негритянскую слободу Нового Орлеана – будто в насмешку. Трамвайный маршрут 221, которым можно было туда добраться, упразднили еще в 1948, через год после премьеры пьесы Теннеси Уильямса.
Еще труднее представить залитым под самые закопченные балки потолка тесный амбар на Сент-Питер-стрит, 726. Он известен всему Новому Орлеану, да и всей джазовой Америке как «Презервейшн холл», зал памяти. Памяти традиционного джаза, конечно.
Город уже полностью восстановлен, и трамвай уже ходит и будет всё хорошо в городе «всех святых», а каких святых и сколько святых… не надо уточнять. На всех хватит!