Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Православные хасиды Пушкин и Хайт

Ежевечерне пересматриваем с сыном старые советские мультфильмы. В последние два вечера - «Сказку о рыбаке и рыбке» 1950-го года Цехановского-Вольпина и «Кота Леопольда» Резникова-Хайта.
Удивительная вещь – в этих двух совсем разных произведениях типажи главных героев архетипичны и очень сходны.
И в старике, и в коте Леопольде – абсолютно нет зла. Как такового. Как писал Януш Кочак в дневнике: «Я никому не желаю зла. Не умею. Просто не знаю, как это делается».
Кроме того, интересны и этнокультурные аллюзии. Мне кажется, старик у Пушкина – это воплощение традиционных православных ценностей в русском народе – в его идеальной ипостаси. Смирение, кротость, бессребренничество. Старик отпускает рыбку, не прося никакой награды, безропотно выполняет приказы злой старухи (народ и власть?), очень трогательно кормит ухой из деревянной ложки синичку. Впрочем, один раз он всё же восстаёт против старухи, получая в ответ зуботычину:

Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.

Тем не менее – в финале старик со своей православной правдой нестяжания земных благ – торжествует, причём беззлобно, а скорее с хитроватой укоризной – когда смотрит на старуху с разбитым корытом.

Кот Леопольд в этом отношении – явно нерусский и неправославный персонаж. Подчёркнуто заграничное имя, привязанность к своему дому, чаю, тапочкам, некая интеллигентность в манерах. Криптоеврей как идеальный тип позднесоветской интеллигенции. Это, в общем, понятно – и у Пушкина, и у Хайта были совершенно разные этнокультурные платформы (конфессиональные-вряд ли, я очень сомневаюсь, что атеист Хайт что-то знал про иудаизм как живую традицию).
Тем не менее удивительно, что персонаж Хайта получился без пяти минут идентичным герою Пушкина. Заметим, что и кот Леопольд взрывается агрессией лишь единожды за все серии – наевшись «Озверина». Впрочем, быстро вернувшись к своему традиционно беззлобному состоянию и светскому призыву возлюбить ближнего – «вэахавта лэрэаха камоха».
Кроме того, у Леопольда явно выражены черты традиционного еврейского шлимазла.
Который от этого не очень и страдает.
Потому что не бабло побеждает зло. А старик и кот.
Tags: метамультипликациана
Subscribe

  • Песнь Совы. Изюм да миндаль

    Я не понимаю, что такое завтрак. Мне кажется это то, что можно перенести на завтра к Такой-то матери, Когда на времён лёгком катере, Мы окажемся уже…

  • КАЧЕЛИ ПТИЧЬИХ ВРЕМЕН

    Почему-то вороны, Большие нахальные птицы, Считающие, что это именно они - хозяева Дворов, улиц и тротуаров, А вовсе не люди – При всей своей…

  • ВРЕМЕВОРОТ

    Осень - время Остановки времени. Медленные дожди Прозрачными каплями Льют в позолоченный ковшик мира Секунды, Минуты, Года, Столетья. А я…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

  • Песнь Совы. Изюм да миндаль

    Я не понимаю, что такое завтрак. Мне кажется это то, что можно перенести на завтра к Такой-то матери, Когда на времён лёгком катере, Мы окажемся уже…

  • КАЧЕЛИ ПТИЧЬИХ ВРЕМЕН

    Почему-то вороны, Большие нахальные птицы, Считающие, что это именно они - хозяева Дворов, улиц и тротуаров, А вовсе не люди – При всей своей…

  • ВРЕМЕВОРОТ

    Осень - время Остановки времени. Медленные дожди Прозрачными каплями Льют в позолоченный ковшик мира Секунды, Минуты, Года, Столетья. А я…