Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Category:
  • Music:

Джаз Гиллум: деревенский харпер в большом городе

Что нынешние слушатели блюза знают о Джазе Гиллуме? К сожалению, почти что ничего.
Разве что слухи о том, что он был соавтором Биг Билла Брунзи в архетипичнейшей песне из вечной блюз-классики Key to the highway, которую не переигрывал только ленивый. Но неленивых – от Эрика Клэптона до Доктора Аграновского - всякий раз оказывалось немножко больше. Ну и славно. Потому что вот он – оригинал. Этого блюзового гимна бродяжничеству:



Просто случилась так, что мощная фигура Мадди Уотерса сотоварищи, сотворивших обыкновенное чудо электрифицированного чикагского блюза - мощного, тяжело ступающего своими басовыми лапами-риффами по пронзительным переливам губной гармоники и птичьим вскрикам слайд–гитары, с которого и началось победное шествие рок-н-ролла по планете – чуть заслонила от нас негромкую, но очень обаятельную музыку – чикагский блюз 30-х-40-х. На ниве которой и блюзовали два друга – наставник юного Мадди по городской жизни и музыки Биг Билл Брунзи. И, - собственно наш герой – Уильям МакКинли Гиллум, взросший на деревенском блюзе, но для шика сделавший своим псевдонимом звучное слово «джаз».
Пол Оливер в своей книге «Блюз» пишет о Гиллуме так:
«Благодаря выделению гармоники в качестве лидирующего инструмента в чикагских группах и наличию нескольких особенно сильных блюзовых и буги-пианистов, блюз отказался от влияния джазовых духовых инструментов. Роль гармоники отобразилась в псевдониме Уильяма Гиллама, который под именем Джаз Гиллам начал в то врем записываться. Его "Sarah Jane" (Bluebird 6445, 1936) была типичной танцевальной деревенской мелодией, но под влиянием Брунзи его вещи вскоре стали жестче и превратились в городские блюзы. Он не был особо изобретательным исполнителем, отдавал предпочтение коротким, прозительно высоким нотам, но в таких своих записях, как "It Sure Had A Kick" (Bluebird 8505, 1940), "War Time Blues" (Bluebird 8943, 1941) он был достаточно требовательным».
Не знаю, к сожалению, я не слышал два вышеперечисленных Оливером блюза. Однако случилось мне послушать сборку блюзов Джаза, извините за каламбур, - под названием Roll Dem Bones (1939-49). И не переставая - переслушиваю её уже который день.
Совершенно ненапряжный, никуда не торопящийся, медленный и уверенный голос, пропевающий свои ироничные истории. Архаичная, ужасно наивная губная гармоника, которая меня почему-то очень радует. Удивительно гармоничная гитара Биг Билла Брунзи. Фортепиано, звучащее на заднем плане, как прибой городской жизни довоенного Чикаго с её чёрно-белыми клавишами, чёрно-белым кино и чёрно-белыми людьми с их вечным блюзом…
Послушайте. Этот тот блюз, который почти забыли. Но не забыли:
http://crossroadsclub27.blogspot.com/2008/01/jazz-gillum-roll-dem-bones-1938-1949.html
Tags: блюз
Subscribe

  • ЧЁРНЫЕ БЛЮЗЫ

    Телеспектакль по произведениям американского негритянского поэта Л.Хьюза о жизни негритянского населения США, выполненный в жанре “литературного…

  • СВИНГОВЫЙ СОН

    Блуждающий ритм Памяти Сквозняками гуляет В пустом зрительном зале. На сцене: Контрабас Барабас, Гитара Тартара, Барабан Шарабан И Саксофон Миелофон.

  • ОПЫТ НЕПОСТОРОННЕГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

    Мне захотелось сочинить стих. Ых!!! Но стих - не сочинился мой. Ой!!! И смех, и грех. Э-э-эх-х....

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments