Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Category:
  • Mood:
  • Music:

Блюз как ритуальный поток, или Синяя печаль Вселенной.

Блюз не носит культового характера. Мы просто пьём пиво и слушаем блюз. В блюзе очень много иронии и стёба.

.....Так. Совершенно так. Если говорить собственно о блюзе - традиции, текстах, мировоззрении. Худу-магия, моджо хэнд, хот фут паудэр и прочь - действительно, - в блюзе это момент, сопоставимый с народными фольклорными суевериями деревенских русских крестьян начала 20 в. Тем более, что обычно в блюз-лирике почти вся народная мистика имеет отношение к несчастно-любовной или фривольной тематике, которая сама по себе достаточно иронична.

Но я беру более глубинный пласт. Спрятанный, потайной портрет блюза. Его концентрацию, суть (в моём персональном восприятии.). Даже по текстам - в Блюзе иногда воюще, беззащитно выставлено человеческое одиночество. Погружаясь в него, ты это чувствуешь физически (как и в песнях Майка, Наумова - в русской околоблюзовой ипостаси).
Песни грустные? Мягко говоря, да. Грузящие? Пожалуй, более, чем да. А проходя через эту боль - ты ею умываешься - и происходит катарсис. Очищение. В общем, абсолютно приземлёнными вещами....

То же и про блюзменов-техассцев, чикагцев и иже. Вот хорошая песня Слепого Лимона Джефферсона -"Только об одном прошу тебя/Только об одном/Присмотри, чтоб моя могила была чистой". И вроде слова простые. И культовых практик никаких. А ведь более, чем нешуточная песня. И «Одинокое кладбище», и «Колокола мёртвых», и «Наводнение в Калифорнии» Лайтнин Хопкинса. И «Тупело» Джона Ли Хукера. Поётся-то просто - о простых, известных и страшных вещах. И тот же катарсис. Сопричастие.

Даже если уйти от текстов - а они - может и не всегда самое главное - то блюз - это музыка - космогоническая. Где из первозданного изначального хаоса возникает огромный мир со своим ритмом, своими звуками, светом, радугами, переливами -переговорами щёлкающих, поющих ноток и… потом он уходит – куда? – в печаль. Извечная печаль Вселенной. Синяя печаль. Потому и блюз.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Венгерская исследовательница сакрально-песенной традиции северных угров Е.Шмидт описывает состояния исполнителей и слушателей магических песен так:
"Культовая (и даже простая) песня исполняется в ином психическом состоянии,чем другие произведения. Прихотливо варьирующий монотонный мотив, частые
повторы не только строк, но и более крупных фрагментов приводят в состояние,близкое к экстазу. Почти полностью выключаются все механизмы восприятия и отражения действительности, отсюда - невозможность изменять текст на ходу...
Словесное действие почти полностью растворяет в себе действительность, и в результате создаётся впечатление, будто давно прошедшие события происходят заново, певец уносит слушателей в давние эпохи, "создавая" их своим
пением.
Продолжительное пение отключает и певца и публику от реальности.Очнувшись, они чувствуют себя так, будто и они, и весь миропорядок рождены заново,т.е. происходит нечто вроде катарсиса"
[Цит. по: Лукина Н.Н.
Предисловие//Мифы,предания,сказки хантов и и манси. М., 1988. c.38 ].
Tags: блюз
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments