Запредельная метафизика, потусторонняя насмешка над современным миром, истинный хасидизм метарационального парадокса. Явленные знаки присутствия Шхины. Всё это - в отвратительно спетых хором вместе с залом кичевых и тривиальных еврейских шлягерах.
Вообще вечер состоял из четырёх, кажется, отделений – комические монологи лысого и невзрачного Якова Бодо (забодал он меня, извините), какая-то певица на ладино с лошадиным лицом и фигурой. А, да, и голосом тоже лошадиным. Тётя пони. В голубой попоне.
Какая-то израильская кинозвезда – мужик с внешностью и пиджаком секретаря окружкома комсомола и с голосом ресторанного Льва Лещенко – он пел специально выученную песню на идиш из фильма, где сам играл. Но это всё неважно. Это всё была реникса. Профанические игры големов.
А вот первая часть – похожая на дикую помесь из капустника, КВНа, странной гипермноголюдной свадьбы без спиртного и хора диких котов – это был цимес. Метафизика иного.
Вышел бородатый дедушка, очень колоритный, в старых спортивных штанах. Главный режиссёр, конферансье, умница, майсэсдерцэйлер, сторитэллер (Либе! Либ-шмибэ!). На прекрасном колоритном украинском идиш – там вообще на литературные стандарты ИВО все чихали с высокой горки – рассказывал о том, какой прекрасный язык наш идиш. И мы будем об этом петь. Будем! Вышла певица в красном платье, с какой-то итальянской фамилией и высоким, как мне показалось, не совсем человеческим голосом. И – понеслось!
Ойфн припечик! Тум-балалайке! Ба мир бисту шейн! Шейн ви ди левоне!
На большой экран транслировались тексты песен – чтоб зритель не занимался мучительными воспоминаниями о том, зачем же бухер хотел трахт всю ганцэ нахт.
Но самое главное – тоже не это. На экране также транслировались картинки (из «подложки» Майкрософт Ворда, кажется). И это, я вам скажу – было радикально, фундаментально – и парадоксально. Человеческий разум, рассудок, рацио – улетали в бездны, пропасти, ущелья смыслов – на раз и за одну песню.
Два наиболее поразивших меня момента. В первом из них и была учинена феноменологическая редукция собственно рационального, «человеческого, слишком человеческого» начала в человеке. Кажется, в песне ОЙФН ПРИПЕЧЕК, где говорится о том, что надо учиться, надо изучать буквы и святые книги, учиться без страха и сомнений, с усердием, что надо напрягать свой мозг….
На этом месте на экране появляется картинка. На картинке – дети сидят за партами, слушают учителя. Вполне современные дети. А между детьми и учителем – тарелка или блюдо. А на тарелке… ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ! Урок анатомии. Паталого. Кохелет.
Лернт, киндерлах… Хот нит мойрэ…
Второй момент, подаривший мне без пяти минут состояние просветления – случился на какой-то легкомысленнейшей песенке про любовь – или «Мамэ, мэйг йах гейн шпацирн» или «Ой, мамэ, бин их фарлибт». Все в зале поют, все радуются, вспоминают что-то хорошее, детство, юность, я знаю?
И – картинка. Авраам, ягнёнок, нож.
Спасибо. Я понял.
Всё не так просто.