Маленькое кацэлэ
Своею миской бряцалэ!
И, помолчав, продолжил:
Маленькое хинтелэ
Тарелку опрокинтелэ!
И я вспомнил строчки из песни Мордхе Гебиртига «Авремелэ ун Йосалэ», где никогда не унывающий ученик хедера даёт советы своему вечно тоскливому другу:
Х-вил мяукен ви а кэцл ун ви а хинтл билн
Вэт музн зай ба дир дер эрштэ лах…
О том, что ему хочется мяукать, как котёнку и лаять, как щенку, потому что самая первая вещь на свете, которая должна быть – это игра и смех. Потому что когда нет в жизни игры, смеха, волшебства и радости – жизнь превращается в жуткую чёрную клетку, из которой нет выхода.
Спасибо, тебе, Федя, Йингелэ-Фидалэ, Мальчик-Скрипка! Ты напомнил мне об очень важном. Тебе сегодня исполнилось 12. Мальчишки умеют напоминать об очень важном. Потому что они его ещё не забыли. А мы вот – уже почти да.
А ведь у каждого из нас внутри – весёлое маленькое кацелэ. Только когда оно иногда бряцает – то миской, то чем попало, играет, прыгает, махает во все стороны хвостом и распевает свои пушистые солнечные песни – кто это слышит? Поэты. Шике Дриз, Ицик Мангер. Александр Шаров, Владислав Крапивин. И их друзья. И их сверкающий, радужный, смеющийся мир, который ушёл куда-то в свою потаённую волшебную страну. Куда умеют улетать только поэты-мальчишки.
Эх, мальчишки, мальчишки…