Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Category:
  • Mood:
  • Music:

БАДДИ И ДЖУНИОР. ПОСЛЕДНИЙ РАЗ РЯДОМ.

http://musicmp3.spb.ru/album/1083/last_time_around_live_at_legends.htm
http://www.mininova.org/tor/927625

Приключения Оторви-Головы

Есть в истории блюза события, которые происходят легко и как бы полуслучайно, однако по прошествии времени становится ясно, что именно по этим не слишком серьёзным вещам меряются блюзовые эпохи. Вот Мадди Уотэрс в 1954 году взял и записал песню Уилли Диксона Hoochie Coochie Man. Ну, записал и записал. На «Чесс» тогда даже всерьёз ломали голову – стоит ли её выпускать, и так же всерьёз опасались за коммерческий успех сего славного творения.
Доломались. Уже упокоились вечным сном и Диксон, и Мадди, а Hoochi-Coochi – спокойно и легко продолжает своё шествие по миру в статусе подлинного блюзового гимна, который не перепевал только ленивый. Но неленивых всякий раз оказывалось больше – от Фредди Кинга и Хэндрикса да Николая Арутюнова с Джонни Коплэндом. И где теперь нервные морщины, бороздящие лоб мистера Леонарда Чесса, так тревожившегося за “продаваемость” блюза о грозном любителе женского пола пера г-на Диксона?

Концерт с пыльной полки

Событие, свершившееся в 1993-м году в чикагском клубе Legends, принадлежащем Бадди Гаю, в общем, абсолютно ничего и не предвещало. Ну, прошёл в клубе блюзовый концерт. Ну, отыграли программу из не самых малоизвестных песен музыканты. И не просто блюзовый молодняк, а корифеи. Сам легендарный (во всех смыслах) Бадди Гай и его товарищ и соратник по чикагским блюзовым битвам Джуниор Уэллс. Отыграли и отыграли. Записали всё это дело и положили запись пылиться. На самую верхнюю полку в дальнем углу.
А дальше всё решило хищное и беспощадное Время. В 1998-м году, когда Джуниор Уэллс уже отошёл в мир иной, концертный акустический альбом этих и без того небезызвестных мастеров блюзовых представлений был официально издан фирмой “Silvertone Records” под многозначительным названием Last Time Around - Live At Legens. И переводи как хочешь. Живые легенды в последний раз бок о бок вспоминали свой блюзовый путь. И пусть никаких особых премий и знаков отличия этот концертник не заработал, он навсегда останется живым акустическим зеркалом уходящей на наших глазах в пространство печальной и радостной памяти блюзовой эпохи. Той, что продолжила открытия архаик-блюзменов, облачив их в электрические одежды и стартовав из послевоенного Чикаго в нынешнюю блюзовую всемирность. Той, что, неся в себе искренность и чистоту изначального блюза, сохранила его дух до наших «кислотных» времён. Той, что до сих пор заставляет десятки и сотни людей в разных концах мира снова и снова вслушиваться в волшебные 12 тактов и, как бы им не было плохо – чуть улыбаться.


Блюзовые братья

У Бадди Гая с Джуниором Уэллсом - особые отношения и редкой степени индекс взамопонимания. Они часто играли вместе, и великолепно подходили друг другу. В своей электрической ипостаси они, например, открывали выступление Мадди Уотэрса на фестивале в Монтрё в 1974-м. И Бадди, корчащий невероятные рожи, выжимающей из своей гитары все звуки, которые только прятались на её струнах, и Джуниор с электрогармошкой, звучащей то как рёв раненого слона, то как воробьиный шёпот – были вместе и были на редкость колоритной парой. И Пайнтоп Перкинс, улыбающийся им из-за своего фортепиано, и сам Мадди, с гордостью глядевший на них (как-никак его питомцы) - знали это.

Блюз “живой” и “мёртвый”

Тогда же, в начале 80-х, наши герои в Париже записали совместный акустический альбом Alone and Acoustic – Одинокие и Акустические. Многие считают, что альбом не удался. Вряд ли это так. Он, безусловно, интересен как опыт акустического музицирования, запечатлённый в студийных условиях, и слушается если не отлично, то очень и очень неплохо. Другое дело, что в студии подлинную блюзовую атмосферу воспроизвести весьма непросто –но это беда почти всех музыкантов. И у Стиви Рэя Воэна, и у Джонни Уинтера, и даже у Мадди и Вулфа –концертные перформансы обладают неизмеримо большим воздействием. Блюз – изначально живая музыка, и лучше слушать и играть его вживую –вот аксиома блюзовой сцены.Для самого Бадди Гая неумение выдать в студии свой фирменный концертный звук и экспрессивную энергийную волну привело к тому, что до записи Damn Right, I Got The Blues он был практически неизвестен широкой публике, да и любители блюза были в радостном полушоке от его концертных выступлений, и порою откровенно недоумевали от его студийных работ. Так что Одинокие и Акустические явились ещё одним доказательством старой истины о «блюзе живьём».

Магия блюзовых посиделок

Именно это было с блеском реализовано Бадди и Джуниором в 93-м. Клубная сцена, откликающаяся на каждый жест публика, отсутствие каких-то ни было ограничений, связанных с исполнением – породило совершенно удивительное звуковое пространство. Бадди здесь – не изощрённый виртуоз, а крепкий хозяин своей чуть басовитой акустики, расцвеченной быстрыми, но скуповатыми сольными пальцевыми путешествиями. Джуниор – пожалуй, главный персонаж действа –он не только вторит эхом своей гармоники гитарным фразам своего побратима, но и поёт, превращая свою вокальную партию в роскошный винегрет из шёпотов, криков, хрипов, гиканий, щёлканья языком, подражанию голосам зверей, птиц и ещё чёрти знает кого. С самого начала и до самого конца – слушая –почти буквально попадаешь туда, внутрь этого звука, в небольшой прокуренный зал, где на блюз можно буквально вешать топор.

Просто песни. Отчего же плакать?

И номера, исполняемые коллегами Гаем и Уэллсом, подобраны на совесть. А впрочем –подобраны ли? Если судить по репликам артистов, до этого концерта они не играли вместе 6 или 7 лет. И когда Бадди начинает играть знаменитую миссиссипскую «хоровую» Still A Fool, он оборачивается к товарищу по сцене: «Junior, listen, listen!». И Джуниор – легко поддерживает любимую ещё с юности вещь.
Вообще, репертуар, мягко говоря, с сюрпризами. Где, интересно, вы ещё услышите такого камерного Hoochi-Coochi Man? А Key to The Highway? Биг Билл Брунзи, да и Мадди Уотэрс за всю свою долгую жизнь так и не научились голосовым эффектам Джуниора Уэллса. И слава Богу. Таких, как Джуниор – больше нет. И не будет. Hoodoo Man Blues, колдовской блюз, ставший хитом Уэллса ещё в начале его карьеры, Seeds Of Reed - попурри-трибьют чикагскому рассеянному хитмэйкеру Джимми Риду, вечноживой блюз That's All Right Роберта Локвуда-Джимми Роджерса – полный тёзка той скромной песенки, с исполнения которой Элвисом начался рок-н-ролл и всё последовавшее за ним безумие…
Но венчает концерт, конечно, I've Been There. Бадди печальным полушёпотом выпевает свою блюзовую жизнь, оглядываясь назад, и уже не пряча набежавшие слёзы. Лайтнин Хопкинс и Джон Ли Хукер, Мадди Уотэрс и Хаулин Вулф, первые собственные блюзовые опыты, отчаяние и надежда, радость и свет, время и память –всё смешалось в негромкий тоскливый голос, вскрикивающую после тишины гитару и птичьи трели гармоники. Послушайте I've Been There. Если вы по-настоящему любите блюз – вы поймёте старого Бадди. И Джуниора, уже отыгравшего свой последний концерт. Live At Legends.
Tags: блюз
Subscribe

  • КАЧЕЛИ ПТИЧЬИХ ВРЕМЕН

    Почему-то вороны, Большие нахальные птицы, Считающие, что это именно они - хозяева Дворов, улиц и тротуаров, А вовсе не люди – При всей своей…

  • ВРЕМЕВОРОТ

    Осень - время Остановки времени. Медленные дожди Прозрачными каплями Льют в позолоченный ковшик мира Секунды, Минуты, Года, Столетья. А я…

  • НОЧНЫЕ УРОКИ

    Ночное урочище. Вселенная кедровых лап. То медленно чертящих в воздухе Свои загадочные письмена, То задумчиво машущих небу, траве и звѐздам: «Добрых…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • КАЧЕЛИ ПТИЧЬИХ ВРЕМЕН

    Почему-то вороны, Большие нахальные птицы, Считающие, что это именно они - хозяева Дворов, улиц и тротуаров, А вовсе не люди – При всей своей…

  • ВРЕМЕВОРОТ

    Осень - время Остановки времени. Медленные дожди Прозрачными каплями Льют в позолоченный ковшик мира Секунды, Минуты, Года, Столетья. А я…

  • НОЧНЫЕ УРОКИ

    Ночное урочище. Вселенная кедровых лап. То медленно чертящих в воздухе Свои загадочные письмена, То задумчиво машущих небу, траве и звѐздам: «Добрых…