Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Category:
  • Mood:
  • Music:

О советской музыке, которой больше не будет

Советская музыка в общем - достаточно уникальный культурный феномен, сформировавшийся из множества разнородных компонентов. Революционный период - естественно, - это эпоха маршей. Ниспровержение и тотальный отказ от старого мира, бытие-здесь-и-сейчас, созидание небывалых миров и пространств, железный шаг бойцов на новое Небо на земле. Марши, основа и традиция которых была заимствована с Западной Европы, но в процессе русификации они приобрели заметно новые черты. Характернейший пример - "Марш энтузиастов (авиамарш)" с его жутковатой метафорой "железного человека-машины", описанной французким вульгарным материалистом бароном Гольбахом ещё пару столетий назад. Где всемогущий мистический всепланетный разум дал нам стальные руки, они же крылья, а сердце вырвал. И вместо него разместил мотор. Объятый пламенем. Видимо, адским.
Музыка - традиционная - грозная, рокочущая, поднимающая на труд и борьбу. Композитор - Исаак Дунаевский родился в Полтавской области в 1900 году. Иддилия. Вся страна поёт и работает под «Авиамарш».
Пересечения с еврейской музыкой есть и в обратном направлении. Знаменитый гимн еврейских партизан "Зог ништ кейнмол аз ду гейст ин лэцтн вэг... (никогда не говори, что ты идёшь в последний путь…)" написан поэтом Гиршем Гликом на музыку маршевой песни братьев Покрассов, которая в оригинале называлась... "Казачья" (что, казаки под марши строем ходили когда-нибудь? я всё больше всадниками их считал). И на одной из пластинок под этим еврейским гимном читаю "Ди вертэр - Гирш Глик, ди музик - руссиш фолк". Что такое настоящий русский фолк – к сожалению, знают только фольклористы. Это удивительная по силе воздействия корневая музыка. Для абсолютного большинства слушателей она забыта и похоронена. В архивах.
Покрассам также принадлежит известная песня "Три танкиста, три весёлых друга". Тоже маршевый ритм. Но давайте споём её без маршевого ритма. И тогда придётся плясать. Потому что это - фрэйлэхс.
Теперь - отойдём от маршей. Матвей Блантер. "Катюша". Писали, что, по неведомой причине, эту песню очень полюбили в Японии. Ничего не могу сказать за японцев, но по мелодике - это типичный хасидский нигун. Слушайте и пойте внимательно сами.
Таким образом, еврейская составляющая в советской музыке присутствовала и была весьма значительной. Хотя - единственную официально одесскую песню "Шаланды, полные кефали...", где после куплета про свадьбу Кости и Сони даже играется вставка с фрэйлэхсом - сочинил замечательный русский композитор Никита Богословский. А спел москвич Марк Бернес, который совершенно не умел говорить по-одесски, и этот характерный одесский акцент ему ставили перед фильмом "Два бойца" специально.
Также в советскую музыку пробрался - с заднего хода - джаз. Сначала через Утёсова, и это был джаз "одесский". Позже - уже в "оттепель" - в той или иной степени джазовые аранжировки стали нормой качественной советской эстрады. Помните музыку к фильму "Кавказская пленница"? Это совершено несоветский лёгкий приджазованный твист. То же, но на традиционные мелодии делал оркестр Соломона Шварца в Америке.
Уже на излёте империи в позднесоветскую музыку вплёлся рок. Осторожный причёсанный биг-бит ВИА. Замечательные музыкальные дорожки к детским пластинкам фирмы "Мелодия" - оркестра п.у. Г. Гараняна. Мультфильм "Бременские музыканты" с весёлой пародией на "Дип Пёрпл".
Потом - СССР не стало. И феномен советской музыки канул в ничто. В современной России музыки нет вообще. Есть замечательные люди, которые играют-сочиняют-поют блюз, рок, фолк, свои песни, сидят по клубам и радуют сотню-другую других хороших людей. Это – луч света в тёмном царстве. И я сам – один из них. Но я прекрасно осознаю, что это - субкультура.
А такой музыки, как Утёсов, Шульженко, Бернес, как наши военные песни - больше нет. И не будет.
А когда народ поёт одни и те же песни - это народ. Нет песен - уходит что-то ... самое главное. И мне от этого - грустно...
Tags: идиш, метафизика, песни
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • СНЕГ РАЗНОЦВЕТНЫХ ВРЕМЁН (Старому Ханты-Мансийску)

    А снег всё идёт И идёт В судеб круговорот. В метель разноцветных времён. Здесь мир был моим. Но где он? Сквозь стеклянный экран окна - Бабочек белых…

  • СВЕРДЛОВСКОЕ (Кофе памяти)

    Когда мне было 16, Я покупал по талонам 4 пачки папирос "Любительские" в месяц, Складывал их в батарею, Курил сам и угощал друзей. Когда мне было…

  • КАЧЕЛИ ПТИЧЬИХ ВРЕМЕН

    Почему-то вороны, Большие нахальные птицы, Считающие, что это именно они - хозяева Дворов, улиц и тротуаров, А вовсе не люди – При всей своей…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments

Recent Posts from This Journal

  • СНЕГ РАЗНОЦВЕТНЫХ ВРЕМЁН (Старому Ханты-Мансийску)

    А снег всё идёт И идёт В судеб круговорот. В метель разноцветных времён. Здесь мир был моим. Но где он? Сквозь стеклянный экран окна - Бабочек белых…

  • СВЕРДЛОВСКОЕ (Кофе памяти)

    Когда мне было 16, Я покупал по талонам 4 пачки папирос "Любительские" в месяц, Складывал их в батарею, Курил сам и угощал друзей. Когда мне было…

  • КАЧЕЛИ ПТИЧЬИХ ВРЕМЕН

    Почему-то вороны, Большие нахальные птицы, Считающие, что это именно они - хозяева Дворов, улиц и тротуаров, А вовсе не люди – При всей своей…