1. И то, и другое – в некотором смысле – фолк. Изначальная, корневая музыка, обработанная впоследствии профессиональными ( у которых музыка стала профессией) музыкантами и композиторами (Шалом Секунда, Александр Ольшанецкий – в еврейской музыке, Вилли Диксон, Гершвин – в блюзе(джазе).
2. И то, и другое – синкретическая музыка, впитавшая множество разнородных влияний, и непротиворечиво объединившая их (балканская, славянская, цыганская, восточная, канторская музыка в клезмере, африканская, кантри, рэгтайм, госпел, джаз – в блюзе).
3. Сходный ритмический и темповый формат. Выделение слабой доли в ритмическом рисунке, медленные песни – в основном грустные; быстрые (хора, фрэйлэхс, буги) – невозможно устоять на месте – надо прыгать, крутиться и вертеться. Прищёлкивая пальцами.
4. Наличие т.н. «стандартов». На современном клезмерском или блюзовом концерте есть 80-процентная вероятность услышать более или менее варьируемый набор классических песен.
5. Языковая идентификация. Блюз традиционно поётся на «чёрном английском», клезмер – на идиш. Язык – в полной мере отвечает характеру музыки. Он – её зеркальный двойник.
6. И клезмер, и блюз – являются во многом первоосновами т.н. современной музыки. Клезмер – через советских композиторов – советской музыки – от отвратительных сталинских агиток до удивительных военных песен и песен из наших старых мультфильмов. Блюз - через рок-н-ролл – современной западной музыки.
7. Мне очень нравится и клезмер, и блюз:)))))
Гит шабэс айх алэ.
Олл гонна би оллрайт.
Добрых всевох!