Будущее, мир, вселенная – принадлежит им. И не в символическом значении, а в более, чем конкретном.
Спонтанные детские стихи, сочиняемые, вероятно, уже какое тысячелетие родителями и детьми вместе в процессе игры (локального ритуала, обряда) - играют уникальную роль в формировании экзистенциального «здесь-и-сейчас опыта» ребёнка, который ещё слишком недавно пришёл С ТОЙ СТОРОНЫ. В этих простых строках – отсылки – и к страшному, запретному, и наоборот – к нужному и радостному.
Вот стих про воду – бутылку 0, 25 л Аква Минерале, негазированную:
Вот водичка непростая –
Очень вкусная такая!
Сочинено на главной площади Ханты-Мансийска, в относительно жаркое утро, после покупки и дегустации воды. Первая строчка – ввод, ключ, пароль. Произносится старшим – родителем с интонацией недоговаривания фразы, чтобы передать произнесение второй строчки ребёнку. Вторая – замок, омейн, логин. Ею ребёнок отзывается на ваш первичный нарратив и вбрасывает в мир своё радостное, эмпирическое знание о том, что вода как одна из мировых стихий – хорошая! После чего обычно заключает ритуально-игровой формулой: «А-ай, холодная!». Аналог всего комплекса текста и его проговаривания даёт эффект, обозначенный Овсеем-Шике Дризом в одном из стихотворений «Как сделать утро волшебным».
Второй стих – про страшное и запретное. Сочинён месяца два назад, в берёзовом сорочьем парке после знакомства сына с оленями. Ханты на какой-то праздник – поставили в парке 2 чума, и пригнали две упряжки оленей, чтобы за 100 рублей на нартах катать по парку желающих. Мы подошли к оленям, Тимка сидел у меня на руках. Я показываю: «Олени. Олени хорошие. У оленей рога. Поздоровайся с оленем». Тима с шёпотным воплем: «Оени! Пьивет!» трогает оленя за рог, и начинает его трясти, как трясут руку человека при приветствии. Соответственно, голова оленя тоже начинает трястись, а глаза становятся безнадёжно-грустными. Я утихомирил разздоровавшегося до невозможности юношу неполных двух лет; мы попрощались с оленями и ушли. Сочинили стих. Вот:
Ну-ка, Бабушка Яга –
Тронь оленя за рога!
Произносится по той же формуле: родитель – ребёнок, вызов – ответ, алеф-бэйс. Вторая строка – точно воспроизводит ситуацию опыта ребёнка. Первая – вводная. Откуда там взялась Баба-Яга – с определённостью сказать сложно. Архаика, архетипы, тревожный образ лунной, женской, зловещей ипостаси мира. Связанной непосредственно с лесом и лесными зверями.
С лесом же связан и ещё один спонтанный стих, сочинённый дома. Он – игровой, но метафизическая проблематика присутствует в нём имманентно:
Будем жить теперь в лесу-
Будем трескать колбасу!
Кроме инициатической тематики «лесных домов» и ритуального поедания мяса священных животных, особую фонетико-семантическую экспрессию этому тексту придаёт жаргонизм «трескать». Отметим, что трещотки изначально не были музыкальным инструментом, но играли значимую роль в архаических обрядах инициации, воспринимаясь неофитами как голоса сверхъестественных существ.
И последний, зимний стих. Реалистичный, но опять же не обошедшийся без присутствия мифологических персонажей, генезис которых уходит в глубинную архаическую память человечества.
Ветер дует прямо в нос –
Этот ветер – Дед Мороз!
Гит эрев-шабэс айх алэ! Зайт штарк, гезинт, фрейлэх ун лихтик, тайере майне!
Эли – дер киндершер (фирфисл)дихтэр:)