Илья Верховский (ilya_verhovsky) wrote,
Илья Верховский
ilya_verhovsky

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Рога Бабы-Яги

О чём, собственно, мы? Да, в общем, о той же извечной, вневременной и мерцающей отблесками запредельного традиции спонтанной детской поэзии. Исаак-Башевис Зингер говорил, что дети – лучшие в мире читатели и литературные критики, поскольку «схватывают» литературу (истории, рассказы, сказки) в чистом виде, минуя этап социолого-культурологической подготовки восприятия. Детям не нужны социальные смыслы, эстетические контексты, образы типичных представителей эпохи. Дети живут вне времени – где колдуны и компьютеры, драконы и заводные автомобили, индейцы и рыцари и шоколадное мороженое МАРС – имеют совершенно равный онтологический статус. Александр Дугин писал о царстве венценосных младенцев, Велимир Хлебников – о Королевстве Времения Юных Возрастов, Изобретателей, Анти-Приобретателей.
Будущее, мир, вселенная – принадлежит им. И не в символическом значении, а в более, чем конкретном.
Спонтанные детские стихи, сочиняемые, вероятно, уже какое тысячелетие родителями и детьми вместе в процессе игры (локального ритуала, обряда) - играют уникальную роль в формировании экзистенциального «здесь-и-сейчас опыта» ребёнка, который ещё слишком недавно пришёл С ТОЙ СТОРОНЫ. В этих простых строках – отсылки – и к страшному, запретному, и наоборот – к нужному и радостному.
Вот стих про воду – бутылку 0, 25 л Аква Минерале, негазированную:

Вот водичка непростая –
Очень вкусная такая!

Сочинено на главной площади Ханты-Мансийска, в относительно жаркое утро, после покупки и дегустации воды. Первая строчка – ввод, ключ, пароль. Произносится старшим – родителем с интонацией недоговаривания фразы, чтобы передать произнесение второй строчки ребёнку. Вторая – замок, омейн, логин. Ею ребёнок отзывается на ваш первичный нарратив и вбрасывает в мир своё радостное, эмпирическое знание о том, что вода как одна из мировых стихий – хорошая! После чего обычно заключает ритуально-игровой формулой: «А-ай, холодная!». Аналог всего комплекса текста и его проговаривания даёт эффект, обозначенный Овсеем-Шике Дризом в одном из стихотворений «Как сделать утро волшебным».
Второй стих – про страшное и запретное. Сочинён месяца два назад, в берёзовом сорочьем парке после знакомства сына с оленями. Ханты на какой-то праздник – поставили в парке 2 чума, и пригнали две упряжки оленей, чтобы за 100 рублей на нартах катать по парку желающих. Мы подошли к оленям, Тимка сидел у меня на руках. Я показываю: «Олени. Олени хорошие. У оленей рога. Поздоровайся с оленем». Тима с шёпотным воплем: «Оени! Пьивет!» трогает оленя за рог, и начинает его трясти, как трясут руку человека при приветствии. Соответственно, голова оленя тоже начинает трястись, а глаза становятся безнадёжно-грустными. Я утихомирил разздоровавшегося до невозможности юношу неполных двух лет; мы попрощались с оленями и ушли. Сочинили стих. Вот:

Ну-ка, Бабушка Яга –
Тронь оленя за рога!

Произносится по той же формуле: родитель – ребёнок, вызов – ответ, алеф-бэйс. Вторая строка – точно воспроизводит ситуацию опыта ребёнка. Первая – вводная. Откуда там взялась Баба-Яга – с определённостью сказать сложно. Архаика, архетипы, тревожный образ лунной, женской, зловещей ипостаси мира. Связанной непосредственно с лесом и лесными зверями.

С лесом же связан и ещё один спонтанный стих, сочинённый дома. Он – игровой, но метафизическая проблематика присутствует в нём имманентно:

Будем жить теперь в лесу-
Будем трескать колбасу!

Кроме инициатической тематики «лесных домов» и ритуального поедания мяса священных животных, особую фонетико-семантическую экспрессию этому тексту придаёт жаргонизм «трескать». Отметим, что трещотки изначально не были музыкальным инструментом, но играли значимую роль в архаических обрядах инициации, воспринимаясь неофитами как голоса сверхъестественных существ.

И последний, зимний стих. Реалистичный, но опять же не обошедшийся без присутствия мифологических персонажей, генезис которых уходит в глубинную архаическую память человечества.

Ветер дует прямо в нос –
Этот ветер – Дед Мороз!

Гит эрев-шабэс айх алэ! Зайт штарк, гезинт, фрейлэх ун лихтик, тайере майне!
Эли – дер киндершер (фирфисл)дихтэр:)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments